Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

ВАК-2004-Гия

АБХАЗЫ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

(интервью с проф. Г. Анчабадзе)

В Сочи состоялся Первый Всеабхазский Аристократический Конгресс "Абаза", который организовала московская компания - "Аква-Абаза". Его генеральный директор - писатель Денис Чачхалиа, автор книг по истории Абхазии, генеалогии известных абхазских фамилий. В конгрессе приняло участие несколько десятков человек из разных регионов - представителей владетельных, княжеских и дворянских фамилий. Среди них как абхазы, так и абазины.


Абхазы и абазины - это по сути один народ, - говорит участник конгресса, доктор исторических наук профессор Георгий Анчабадзе. - Предки абазин - это переселенцы из Абхазии на Северный Кавказ. Переселение началось в средние века и продолжалось вплоть до девятнадцатого века. Со временем, чтобы отличить их от собственно абхазов, их назвали абазинами. Многие знатные фамилии, распространенные в Абхазии, представлены и среди абазинов.

Поэтому вполне естественно, что в конгрессе приняли участие представители и тех, и других. В Сочи приехали представители Абхазии, Российской Федерации, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, КабардиноБалкарии, КарачаевоЧеркесии, Адыгеи, Краснодарского, Ставропольского краев, а также Украины. Из Тбилиси нас было двое - я и Владимир Ачба, инженер-строитель по специальности. Среди участников конгресса оказался и гражданин Турции Мурат Гечба.

Гечба - старинная абхазская фамилия, которая на исторической родине уже не встречается. Ее представители переселились в Турцию в 1864 году и в настоящее время живут в этой стране, а также в Иордании и других странах Ближнего Востока. Хотелось бы отметить отца и сына Шервашидзе из Болгарии - Никиту и Андрея. Они прямые потомки последней владетельной семьи. Эта семья живет в Болгарии с 1920 года - они эмигранты первой волны. Никита - энергетик по специальности, дважды занимал пост министра энергетики Болгарии. Они помнят о своих корнях - иначе не приехали бы в Сочи, а из Сочи - в Абхазию. И вот какой интересный случай произошел в Абхазии.

Когда Шервашидзе вместе с сопровождающими лицами подошли к развалинам владетельского дворца в Лыхны, откуда-то выползла маленькая собачка и направилась к Никите. Легла, подползла к нему и начала лизать его обувь. Все восприняли это как какой-то мистический знак, ведь Никита впервые приехал на территорию Абхазии, а собачка из многих выбрала именно его. Конечно, это может быть и случайностью, но хочется верить в мистический знак. Далее. На конгресс прислала телеграмму самая старшая в семье абхазских аристократов - 93-летняя сиятельная княгиня Русудан Александровна Чачба-Шервашидзе, живущая сейчас в Ставрополе. Она написала: "Приветствую всех участников и гостей конгресса. Поздравляю с первыми шагами всеабхазского объединения. По легенде Бог наделил Абхазию прекрасным уголком Черноморского побережья. Будем надеяться на Его помощь в сохранении древних обычаев и дальнейшее процветание будущих поколений. Желаю успешной дружной работы. Всем сердцем и душой с вами. Русудан Шервашидзе".

Русудан - дочь известного художника Александра Шервашидзе, которая родилась в Париже. Сама она не смогла принять участие в сочинском конгрессе, зато приехали ее сын и внучка.

С каких веков берут начало эти абхазские фамилии?

- Со средневековья. Самые древние документальные источники упоминают Шервашидзе не позднее XII века. Моя фамилия Анчабадзе - по-абхазски она звучит как Ачба - впервые документально засвидетельствована в XV веке в грузинских источниках. В Абхазии были две династические фамилии - Ачба и Чачба. По абхазским преданиям сначала правили Ачба, а потом их сменили Чачба.

Однако в письменных памятниках сведений об этом нет. К сожалению, письменными свидетельствами история Абхазии бедна. Не было собственных письменных источников, поэтому многое не сохранилось. Так что и другие абхазские княжеские фамилии известны только с XVIXVII веков. Хотя на самом деле они гораздо древнее. Есть еще одна ветвь нашего рода - Лоовы. Кстати, на конгресс приехал председатель Дворянского собрания Кабардино-Балкарии Инал Лоов. Это самый знатный абазинский род, который упоминается в российских источниках с XVI века. Уже тогда они жили на Северном Кавказе.

Древний абхазский род - Маршания, Маршан. Их владения находились в горах. Существует даже поговорка: "Горы принадлежат Маршанам". В абхазском царстве был такой феодальный род - Марушиани. Он упоминается в грузинских источниках. Возможно, Марушиани - прямые предки рода Маршания.

- Вы говорите о том, что сохранилось немного письменных источников. Но какими сведениями все-таки обладает историческая наука об абхазской феодальной знати?

- У абхазов, как и у грузин, тоже были князья и дворяне. Князь, тавад - по-абхазски атавад, а дворянин, азнаур - аамста. Социальные термины, за малым исключением, в основном абхазские, что говорит о том, что феодализм зарождался в абхазском обществе и не был привнесен извне. Например, владетель по-абхазски - это ах. С VIII по X век существовало Абхазское царство. Древние предания сохранили титул владетелей этого государства - апсха. Это название относится именно к периоду существования древнего Абхазского царства. С абхазского оно переводится как "владыка абхазов" [ср. "Абхазта мепе" (груз.)]. А с 70-х годов X века абхазский престол заняли - Багратионы, которые берут начало от Баграта III: его мать была дочерью абхазского царя, а отец - один из грузинских правителей. Надо думать, что в абхазской традиции, языке он тоже назывался апсха, да и цари объединенной Грузии в абхазском обществе в дальнейшем, видимо, носили то же название.

Существует целый цикл сказаний об апсхе, в которых упоминаются Дауд - то есть Давид, Дадупал - дедопали. Видимо, под Дадупал подразумевается царица Тамара. Существует грузинский документ XI века - Диван абхазских царей, составленный Багратом III. В нем он приводит свою генеалогию именно по материнской линии - от абхазских князей, потом царей, деда - абхазского царя. Интересный факт - не случайно царица Тамара дала своему сыну абхазское имя Лаша. Это было напоминанием о древних связях Багратионов с Абхазией. В летописи Георгия Лаши XIII века описана огромная монархия Багратионов: откуда поступает дань, разные грузинские провинции. В частности, в ней говорится: "А в царстве их древнем Абхазии тоже было спокойствие". Так что ещё в XIII веке летописец вспоминает, что древнее царство царствующего рода - это Абхазия.

С XV века, после распада единого грузинского государства, возникает абхазское княжество во главе с родом Чачба - Шервашидзе. Шервашидзе правили Абхазией и до этого периода - сначала в качестве эриставов, то есть наместников грузинских царей, а после распада единого государства, наряду с другими княжествами, образовалось и абхазское. Назову ряд других княжеских, или тавадских фамилий:
Ачба-Анчабадзе, Маршан-Маршания, Инал-ипа, Дзяпш-ипа, Эмхаа / Эмухвари, Чаабалырхва, Чхотуа, Гечба, Цанба, Арыдба, Аублаа. Аублаа владели территорией Сочи. Некоторые фамилии - в приведенном списке были выселены в Турцию в 60- 70-х гг. XIX в., в период махаджирства.

Было в Абхазии и многочисленное дворянство. Среди дворянских фамилий выделялись: Маан / Маргания, Лакрба /Лакербая, Званба, Мканба, Акиртава и другие. У абазин не было общего владетеля, но были князья и дворяне. Князья: Лоу / Ловы, Кячевы, Клычевы, Джантемировы, Заурумовы и др. Известная дворянская фамилия - Трамовы. Они обладали некогда конными заводами. У Михаила Лермонтова читаем: "Потомок трамских табунов".

- Сколько абхазов живет за пределами исторической родины?

– К сожалению, точной статистики нет, потому что в тех странах, где они проживают, не ведется учет населения по национальному признаку. Как считается, выселена большая часть представителей абхазо-абазинского этноса. Из Западной Абхазии - Гагры, Адлера, Сочи - они ушли в 1864 году. А из центральных частей было несколько переселений - после восстания 1866 года и особенно после восстания 1877 года. Это совпало с русско-турецкой войной. Часть абхазов выступила тогда на стороне турок и потом очень многие вынуждены были эмигрировать в Турцию - от 30 до 40 тысяч унесла только эта последняя война. А всего с Кавказа ушли около 185 тысяч абхазо-абазинов вместе с убыхамию Убыхи - это родственный народ, занимавший в этнографическом отношении промежуточное положение между абхазами и черкесами и живший в долине Сочи, в горах и дальше на Западе до реки Шахе. Эти данные приводит абхазский ученый Георгий Дзидзария, который занимался этим вопросом. Какая-то небольшая часть эмигрантов, правда, вернулась на историческую родину. Сегодня по самым приблизительным подсчетам, примерно две трети абхазо-абазинского этноса находится в дальнем зарубежье, а одна треть - на территории бывшего Советского Союза.

- А в Абхазии?

- Перед распадом Советского Союза, когда была проведена перепись, всего в стране проживало 105 тысяч абхазов, в целом по Грузии - 93 тысячи, из них в Абхазии - 91 тысяча. Небольшая абхазская диаспора есть в Батуми, Тбилиси, Рустави. А вот абазин было около 40 тысяч. Они жили и живут в основном в Карачаево-Черкесии. Так что общая численность абхазо-абазинского этноса составляла около 150 тысяч. Война 1992-1993 годов нанесла огромный удар по абхазскому генофонду. В результате этого конфликта погибло всего от 3 до 4 тысяч абхазских юношей и молодых мужчин.

- Вернемся к конгрессу. Что там происходило? Кто выступал?

- Начну с того, что на конгрессе не было никакого политического уклона. Это была, скорее, первая встреча потомков знатных абхазо-абазинских фамилий. Говорили об истории, генеалогии. Какие-то решения не были приняты. По итогам конгресса была принята декларация. В ней как раз подчеркнуто, что цели форума не связаны с политикой.

- Как часто будет проводиться конгресс?

- Об этом ничего не было сказано. Все-таки конгресс - это единовременное мероприятие. Дальше, вероятно, будет идти речь о создании общества. Кстати, на конгрессе я и другие выразили удивление, почему он проходит на территории Российской Федерации, а не Абхазии. Но организаторы объяснили это тем, что из-за визовых проблем иностранцам легче было приехать в Россию. И тем не менее в дальнейшем этот процесс должен протекать на территории Абхазии, потому что многие абхазы не смогли принять участие в конгрессе. Это было связано с расходами. И потом, правильнее проводить подобные форумы именно там, где живут абхазы. Если этот процесс будет иметь продолжение, я надеюсь, он будет происходить именно в Абхазии.

- Немного о геральдике, государственной атрибутике Абхазии. Что об этом известно историкам?

- Гербы - это европейское изобретение. На Кавказе они появились позже, пришли вместе с Российской империей. Правда, какие-то знаки были - родовые, собственности. Может быть, они появились уже в античные времена. Даже находят иногда на глиняных обломках рисунки, которые очень напоминают позднейшие родовые тамги. Причем они были не только у князей и дворян, но и у крестьян - знаками или тамгами метили, к примеру, скот.

Тамги, родовые знаки, были у всех фамилий. Но лишь после присоединения к России стали создавать гербы европейского типа. Первыми обладателями герба стали князья Шервашидзе, затем некоторые другие княжеские фамилии - Анчабадзе, Инал-ипа, Чхотуа. Я имею в виду гербы, которые были высочайше утверждены императором. Герб рода Анчабадзе был утвержден в 1903 году. Не все успели стать обладателями гербов, ведь это происходило в основном в конце XIX - начале XX веков. А потом уже пошли другие исторические процессы.

- А государственные флаги?

- Сохранились описания. Когда абхазы в 1866 году организовали восстание и атаковали Сухумскую крепость, где находился русский гарнизон, по свидетельству русских источников, абхазы имели два знамени - княжеское и народное. К сожалению, не сохранилось описание княжеского флага. Известно, что его нес какой-то дворянин. А народное знамя держал в руках крестьянин - оно было красного цвета и на нем были вышиты две скрещенные сабли.

- Специалист по геральдике Мамука Гонгадзе рассказал мне, что на средневековых морских картах - портуланах есть изображения флага абхазского государства.

- На европейских картах XIV-XVII веков, описывавших побережье, прибрежные страны, - их называли портуланы - на территории Абхазии действительно была изображена открытая ладонь. Этот знак позднее стал символизировать абхазское народное движение.

Инга ИЛУРИДЗЕ

4 Май 2004 года